Лермонтов Михаил Юрьевич

0001Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Родился 3 октября 1814 в  Москве. Умер  15 июля 1841 у  подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области.

В 2014 году 200-летие со дня рождения поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер и художник.

0002
Заболотский П. Е. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837)

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящены военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.

0003

Воспоминания об увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. Так, например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4-5 лет. В его детской комнате в Тарханах (в имении его бабушки) пол был обит сукном, что позволяло мальчику постоянно рисовать мелом. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством.

«Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами фольги» (А.П. Шан-Гирей).

Переехав в Москву в 1827 году, Лермонтов поступил на обучение в благородный пансион при Московском университете. Там он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты. А затем уже в Петербурге брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В своих самых ранних литературных произведениях Лермонтов упоминает имена своих любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.

Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Первые детские воспоминания о Кавказе связаны с поездками в 1820-х и 1825-х годах вместе с бабушкой, Е.А.Арсеньевой, которая возила слабого здоровьем внука на Горячие воды (Пятигорск).

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью,  подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.

Путешествие на Кавказ было длинным, долгим и опасным. Ехали на лошадях через всю Россию. Как правило, отправлялись на почтовой карете с «оказией», в сопровождении целого отряда вооружённых казаков и двумя пушками. На самой окраине посёлка, у подножия Горячей горы останавливались в доме у родной сестры бабушки Лермонтова.
Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах.

0004
М. Лермонтов, 1825год. 13 июня. На Горячих водах

Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.

В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое гибели А.С. Пушкина, Лермонтов был выслан на Кавказ. По дороге в Кахетию, где стоял нижегородский драгунский полк, Лермонтов заболел и, попав в ставропольский госпиталь, в середине мая был переведён на лечение в Пятигорск. До конца лета Лермонтов продолжал курс лечения в Кисловодске и Железноводске. Кавказские впечатления жизни «на водах» легли в основу повести «Княжна Мэри», и тогда же им был написан прекраснейший пейзаж маслом «Вид Пятигорска». Именно в это панорамном пейзаже с прохладными голубыми далями и аккуратными домиками в долине жили герои его литературных произведений.

«… внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»

0005
Лермонтов М. Ю. Вид Пятигорска, 1837

На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка – немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Сюда Лермонтов приезжал и весёлой шумной компанией, но иногда и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки, здесь же он провёл последние часы перед роковой дуэлью.

Военные экспедиции были приостановлены, и Лермонтову не пришлось принимать участие в боевых действиях.

«Я приехал в отряд слишком поздно, — писал он Раевскому, — …я слышал только два-три выстрела…».
По предписанию командования он едет по Военно-Грузинской дороге в Грузию, в свой полк.

0006
Лермонтов М. Ю. Развалины близ селения Караагач в Кахетии, 1837

На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

 

«Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали:
Счастливый, пышный край земли!»

— такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:

0007
Лермонтов М. Ю. Крестовая гора, 1837

«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».

Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому.

Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
В это же время, в 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.

Вот как он пишет о своих странствиях Раевскому:

«С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шушке, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское         Лермонтов М. Ю. Автопортерт.           даже…».

Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова.

Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».

Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения. Хотя многие картины и рисунки Лермонтова могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам.

Лермонтов М. Ю.  Военно-грузинская дорога близ Мцхета.  (Кавказский вид с саклей),1837
Лермонтов М. Ю.
Военно-грузинская дорога близ Мцхета.
(Кавказский вид с саклей),1837

На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина «Башня в Сиони».

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы-
У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

 
 

Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837
Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

В письме к С. Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные…». Поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это  отражается в его творчестве.
 
 

В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.

Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ.

В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

«…Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!…небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»

Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана».  Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.

Тайнопись-это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. Автограф посвящения к поэме Аул Бастунджи 1831 «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой. Она занималась работами Лермонтова шесть лет, восполняя реальные прообразы, и только потом смогла увидеть вплавленный в рисунки текст. Извилины текста просматривались не более заметно, чем хамелеон в гранитной трещине, — только иногда некоторые редкие штрихи, некоторые линии лермонтовского рисунка оказывались неоправданными, не образовывая, но скрадывая, даже извращая форму. Сами штрихи и линии возникали на листе чрезвычайно искусно, более того, они замечательно камуфлировались автором, и потому совершенно исключалось, что их нерадивость в этом карандашном или чернильном месиве, в абрисе многочисленных человечьих фигур, голов, многочисленных скакунов на галопе – порождение дилетантизма. Наоборот, только виртуоз мог так незаметно включать их в общую ткань своих рисунков. Но у гипотезы «Тайнописей Лермонтова» нет пока притязаний стать абсолютной истиной.

Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»

 

Источники:

1. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

2. Графическое и живописное наследие Лермонтова М. Ю. [Электронный ресурс: http://lermontov.sch1262.ru/7.html

3. Михаил Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002.

Опубликовано в рубрике 2014 год